вторник, 5 апреля 2011 г.

Мы жертвы авторского права

Нет никаких сомнений в том, что мы все (ну кроме разной там «элиты») являемся жертвами существующего законодательства об авторском праве.

История, когда автор должен заплатить сбор за публичное исполнение своего произведения, кажется смешной, если бы не была в действительности.

Абсурдное законодательство, поощряющее вымирание бумажных и уничтожение самой возможности появления электронных библиотек. Нельзя сканировать книги! Нельзя выдавать их читателям. Очевидно, этими же боязнями объясняется отсутствие нормальных электронных каталогов. РНБ продаёт электронные копии книг, содержание которых уже стало публичным достоянием. Они передают копию по специальному договору, запрещающему дальнейшую публикацию и коммерческое использование. Опубликовать договор?

А электронная форма книг, авторы которых вроде бы и согласны на такую публикацию. Библиотека должна заключить договор с каждым автором. В рамках проекта «Поэзия Московского университета», основная часть которого длилась почти десять лет, и покойная Галина Воропаева из последних, видимо, сил была вынуждена по каждому стихотворению проводить согласование с авторами и правообладателями. Причём у меня есть подозрение, что нормальных договоров заключено не было, просто джентельменское согласие на публикацию.

Как чумы, боятся правообладатели появления контента в легкодоступной для копирования и воспроизведения формах. Стихи заучить и рассказывать другим? Мелодию — напеть? Я представляю, запрет наигрывать «Жил был у бабушки серенький козлик» — договор-то с правообладателем не заключён!

«Нет никаких юридических препятствий для домашнего копирования фильмов. Но Голливуд никак не расстанется с мыслью, что простота копирования уничтожит кинобизнес.»

А вообще-то я просто хотел представить статью «Жертвы авторского права» (Уильям Патри):
http://artla.livejournal.com/13811.html

Комментариев нет: